Экзистенциальное одиночество

Экзистенция — такой уровень человеческого бытия, который не может быть предметом научного исследования. Она необъективируема, то есть никогда не может быть представлена как объект рассмотрения. Экзистенциалы представлены автором как способы человеческого су- ществования, как силы, конституирующие Я человека, как смысложиз- ненные основания бытийствования человека, как формы возможного про- явления онтической реальности для человеческого бытия. По существу, умирание — это то, что происходит с нами повседневно, а не когда-нибудь однажды. Пребывать в мире — значит пребывать к смерти. Но люд скрывает от себя собственное бытие к смерти, вырабатывает способы успокоения перед ней. Смерть представляется как что-то приходящее извне, а не присущее самому повседневному пребыванию человека в мире. Равнодушие к смерти представляется желательной нормой.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В одиночестве нет ничего, что соответствовало бы какой бы то ни было коммуникабельности. Одиночество изначально содержит в себе силу, позволяющую быть одиноким, не вступать в связи с другими людьми. Одинокий человек не способен беспокоиться о нуждах себе подобных, это суверенное в своем одиночестве существо, которое никому ничем не обязано.

В году защитил докторскую диссертацию на тему «Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Подобный методологический инструментарий позволяет: Парадоксализм, присущий 1 Добротолюбие. Принципиальное изменение точки зрения, выбранное А. Как заметил исследователь самоубийства К. Меннингер, самоубийство есть специфический вид смерти, который подразумевает три неотъемлемых элемента, сочетающихся воедино: Онтологические основания экзистенциалов, которые выступают формами возможного потенциального проявления онтической реальности для человеческого бытия- изначальная неопределенность, антиномичность, имманентная потенциальность, перманентная провокационность испытания целостности Я, символизация случайного, не-структурированность, не-иерар-хичность- 3.

Смерть как экзистенциал постигается как тотальный предел витальный, чувственный, духовный который требует личностного отношения, преодоления, творческого самосозидания. Теоцентричес-кая концепция человека представляет собой следующее: При подобной ситуации одиночество как состояние реализуемого своеобычия индивида, безусловно, оказывается проявлением ограниченности, именно о-граниченности, противоречащей самим феноменологическим основаниям ренессансной культуры- Паскалем при помощи анализа двойничества:

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов. В статье анализируются онтологическое, топологическое, феноменологическое, трансцендентное"измерения" экзистенции и основания экзистенциалов в их"конкретной" онтологии, гносеологии и аксиологии. В современной философской антропологии экзистенциалы человеческого бытия раскрывают содержание экзистенции, фиксируя фундаментальную проблему смысложизненных оснований и способов конкретного существования индивидов.

с. 2. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: Одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени).

Это предполагает активное участие субъекта, задающего основания и параметры интенцирования. Понятие интенции происходит от лат. В арабском аристотелизме, у Фомы Аквинского, в поздней схоластике понятие интенции использовалось для характеристики умственного образа, идеи. Фома Аквинский рассматривал интенцию как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта.

Учение об интенции сыграло значительную роль в логических и гносеологических дискуссиях номиналистов и реалистов. Вместе с тем схоластическая философия развивала представление об интенциональной чувственно-воспринимаемой форме, т. Вторая интенция формируется через обращение к первым интенциям, изучая и сравнивая их. Она коренится в самом разуме и представляет собой логический закон, мысль вообще или ее форму.

Экзистенциальные феномены человеческого бытия

Границы естественнонаучного образования понятий. . Отсюда вытекают другие антропологические проблемы: Идея Бога есть идея бесконечного, личного Абсолюта. Однако Сартр доказывает, что сама эта идея противоречива:

философских наук (тема диссертации — «Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (историко-философский.

В понимании Шелера это — фундаментальная наука о сущности и сущностной структуре человека. Главный посыл шелеровской философии — своеобразная реабилитация человеческого Я, восстановление Я в правах на целостность, уникальность, восстановление личностного начала, которое Шелер производит с помощью феноменологического инструментария. Шелер считает, что необходимо опираться прежде всего на интуитивный дар человека к постижению сущности. Человек может подлинно постичь сущность предметов и бытия личностно, уникально, исходя из присущего каждому человеку сокровенному центру, средоточию духа и души — сердцу.

Шелер разработал концепцию ресентимента вслед за Ф. Этот запрет порождает склонность к определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам. Человек, по словам Шелера, часто идет на поводу у слабостей и склонностей своей натуры, поддавшись самообману иллюзии самопознания. В этом контексте актуальной оказывается проблема интенциональности, своеобразно представленная в философских трудах Макса Шелера. Это не только интенциональность сознания, а интенциональность экзистенциальная, то есть интимно — личностно и сущностно — человеко-бытийная.

Многовекторность проявляется в темпоральности временности, нацеленной в прошлое, в будущее, в настоящее — особенно ярко это проявляется в проблеме смерти и бессмертия: Особый вклад в трактовку сущности интенциональности вносит Макс Шелер, чья антропологическая концепция оказывается наиболее близкой русской философии Бердяев, Вышеславцев, Н.

Книга: Проблема одиночества философский аспект

Одиночество и проблема индивидуализации в эпоху Возрождения Введение к работе Актуальность темы исследования. В веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии. Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной философии Ф. Глубокий культурный, мировоззренческий, ценностный кризис, постигший западную цивилизацию, обнажил те фундаментальные основания человеческого бытия, которые таились под тектоническими культурными породами.

В поле зрения философии попадает, прежде всего, человек в настоящем времени перед лицом бытия и вечности, а реалии ушедших эпох и историко-философские наблюдения оказываются по большей части иллюстративным материалом, подтверждающим основные выводы. Это ни в коей мере не устраняет актуальности другой научной задачи - исследовать условия проявления экзистенциалов в философских школах, стоявших у истоков западноевропейской мысли, заложивших основы европейской культуры, сформировавших ментальные структуры эпох античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени.

Экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще получает наиболее Ими являются: смерть, страдания, борьба, влияние на человека воли случая, виновность, . Экзистенциалы человеческого бытия .. Экзистенциалисты эксплуатируют одиночество людей, внушая им страх перед.

Философская гуманистическая мысль Возрождения в. Поэтому творения, 1 Монтень М. При анализе экзистенциалов человеческого бытия Монтень использует принципы экзистенциальной топологии3. Изд-во Уральского ун-та, Те, кто пожили достаточно для других, должны прожить для себя хоть остаток жизни. Как считает Монтень, невозможно отрешиться от 5 Монтень М. Здесь важны следующие моменты: Это было причиной крестьянских, религиозных бунтов ХУ1-ХУ11 вв.

Монтень приводит слова Лукреция:

ЛЮБОВЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Ключевые слова: экзистенциал человеческого бытия, феноменологическая топика, смерть, одиночество, страх, вера, свобода воли, Возрождение.

Философские интерпретации экзистенциальных проблем 13 Одиночество: Античные представления о феноменологической топике 68 2. Архаичные основания античной картины мира и топика античного общества 68 Проблема одиночества в античной философии 75 Смерть в эпоху античности 2. Экзистенциал смерти в зеркале античной философии 2. Страх в античной философии Глава 3. Феноменологическая топология в философии Средневековья Интерпретации одиночества в средневековой философии Средние века - ментальное и топологическое бытие экзистенциала смерти 3.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Темной августовской ночью взгляд волей неволей приковывается к небу, усыпанному миллиардами мерцающих звезд. В этот момент наравне с восторгом человек невольно ощущает свою ничтожность и уязвимость перед этим огромным простором. Такое же ощущение испытывает взобравшийся на вершину горы путешественник, когда перед ним открывается панорама из цепи гор, уходящей далеко-далеко, растворяясь на горизонте. А вокруг царит абсолютная тишина, которую никогда не услышишь в городе.

В году защитил докторскую диссертацию на тему «Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Таким образом, модификация психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Человек - архетипическое существо. Выработка социального характера 5. Проблема гармонии личности и мира. Философия экзистенциализма Среди современных западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма. Подробнее о философии экзистенциализма см.

Ясперс - - немецкий философ и психолог, один из основателей экзистенциализма. Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. Удивление рождает вопрос о познании. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством осознания им своей самости.

Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью.

Вы точно человек?

История философии Учебное пособие для вузов Глава . Философия экзистенциализма Среди современных западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма. Она является ключевой при рассмотрении социальных отношений и внешнего мира, познавательных актов и эмоциональных реакций, общественных институтов и действий отдельных личностей. Подробнее о философии экзистенциализма см. Экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще получает наиболее последовательное и ярко выраженное воплощение в философии К.

Понятия смерть и страх у Сартра взаимосвязаны. Помимо смерти и Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Внутренний мир человека и онтология одиночества Когда мы объясним все, останется некий метафизический остаток, который на самом деле все и объясняет. Не привело ли разграничение онтологии и метафизики, и последующий отказ от последней, к эмансипации Объекта и кризису бессубъектного мира? Не сужает ли проблематику и сущность метафизики Ж.

Отказ от метафизики в пользу онтологии в современной философии во многом связан с посылом феноменологов. Для них онтология — это конструирование внесубъектного бытия мира вне каких бы то ни было гносеологических и антропологических привнесений. По Хайдеггеру, только благодаря бытию есть сущее, а само бытие является человекоразмерным. Вольф превратилась в онтологию как формальное учение о первых понятиях и принципах, в котором уже нет места знанию о сущем, как таковом, предлежащем всему отдельному эмпирическому знанию; во-вторых, историческое понимание бытия создает предельный горизонт мышления, что лишает современного человека возможности получения и осмысления личностного трансцендентального опыта.

Эту уникальную возможность Хайдеггер предоставил только избранным — поэтам. Запрет же на метафизику в целом для современного человека фактически означает ограничение возможности личного познания и реализации собственной свободы. Примером тому — постмодернизм. Батай, понимающий религиозный экстаз как трансгрессивный выход субъекта за пределы обыденной психической нормы, как феноменологическое проявление трансгрессивного трансцензуса к Абсолюту.

Biblical Series I: Introduction to the Idea of God